Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Categories:

Можно свернуть, обрыв обогнуть

Начал смотреть «Движение вверх», фильм про последние три секунды финального матча баскетбольного турнира 1972 года, с некоторым опасениями. И они, забегая вперёд, не оправдались. Это не «Легенда #17», биопик Валерия Харламова – не такой внятный сценарий, не такое смелое обращение с исторической правдой (реальный тренер Тарасов был чем-то вроде диаметрально противоположного Тарасову в исполнении Меньшикова), не такие замечательные сцены как разговор на проводах в Чебаркуле, но "Движение вверх" - тоже отличный фильм.

Даже в слабости сценария трудно упрекать сценаристов. И дело не в том, что у нашего кино последние двадцать лет сценарий – это самое слабое место. В данном случае Аарон Соркин бы не спас – последние три секунды реального матча (ладно, для тех, кто не знает – они продолжались чуть ли не час) были такой фантастической драмой сами по себе, что как ни пиши сценарий, который к этим трём секундам подводит, всё равно не перевесить. Это всё невозможно придумать – кто интересуется реальностью, читайте сами – в википедии адекватно описано, смотрите сами, но предупреждаю – это очень запутанная история. И, как в хорошей драме, легко обосновать правоту каждой из сторон.

Чтобы решить проблему – драма последних минут перевешивает всё остальное – сделано так. Весь фильм до этих последних минут идёт в режиме боевика – нет, никого не бьют, но даже бытовыми репликами обмениваются в таком темпе, в каком Джейсон Борн спасается от берлинской полиции с помощью местного метро. Всё как я люблю – нет вот этого бесконечного рязановского (чтобы не сказать тарковского) зависания камеры на лице героя или пейзаже. Мне в Борне-то эти тридцатисекундные паузы, когда герой глядит в окно поезда, автобуса, самолёта, мешают. Снятый таким образом Штирлиц уместился бы минут в пятнадцать, ну, семнадцать, не больше.

Если кого-то интересует, насколько фильм соответствует исторической правде, вот здесь хорошо описано. По-моему, соотношение «правда-художественный вымысел» выбрано и правильно, и деликатно. Невозможно придумать такую жизнь, как у Александра Белова. Если бы плохое зрение Жармухамедова не было бы правдой, сценариста бы высмеяли за то, что выдающийся баскетболист может скрывать минусовые диоптрии. Может быть, стоило поменять имена игроков на вымышленные – как поменяно имя тренера – тем более, что сами персонажи умышленно-условные. Паулаускас – условный литовец, Коркия – условный грузин, и т.п. Каждый из них обладает лишь стереотипическими, а не личными свойствами. Они, собственно, и противостоят стереотипическим персонажам. С другой стороны, я понимаю, почему нельзя было давать вымышленные имена – сборная СССР по баскетболу 1972 года в жизни была удивительным букетом и личностей, и национальностей. Конечно, не только сборная по баскетболу, и не только 1972 года – многие сборные СССР обладали этим удивительным разноообразием. (В английской премьер-лиге играют валлийские команды, в испанской примере – басконские и каталонские, а в СССР в одном турнире таких команд могла быть половина!) Это, кстати, должно быть золотой жилой - и, я надеюсь увидеть фильм про футбольную сборную 1982-84 или 1986-88 года – трогательный фильм можно снять не только о победе...

Результат матча с американцами в финале Олимпиады-72 был выдающимся достижением нашей сборной независимо от того, как закончился матч – 49:50 или 51:49. Конечно, это была, по существу, не «сборная США», а молодёжная сборная США, но до этого американцы не проигрывали на олимпиадах вообще никогда, ни одного матча. И "сборной США" там, да и вообще, не было отчасти и потому, что "молодёжной" хватало за глаза. Если уместно применять слово «подвиг» к спорту, то это был спортивный подвиг. И супер, что в фильме 2017 года никто не путает спортивный подвиг с подвигом просто, а спортивную победу с военной.

Я всегда стараюсь в своих мини-рецензиях не спойлерить книгу или фильм. Так и сейчас – сами догадывайтесь, кто там победил в Мюнхене в далёком 1972 году. И, начиная смотреть, волнуйтесь.
Tags: Рецензии
Subscribe

  • В ОЖИДАНИИ ГОЛО. 2020

    Год пандемии внёс разлад в самый, казалось бы, незыблемый график в жизни – предчувствие выступления нашей сборной на чемпионате мира или Европы…

  • Футбол, как много в этом звуке для сердца русского слилось...

    Леонид Федун, владелец "Спартака", написал очень внятные тезисы о реформе российского футбола. Мне они кажутся вполне (и даже очень)…

  • (no subject)

    Футбол без ненависти 9 июля 2018 года В XXI веке футбольные матчи между национальными сборными перестали быть «сублимацией…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments