Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Categories:

Он любил Большого брата...

Кажется, очевидное соображение – чем меньше знают о нас, пользователях, компании, собирающие и обрабатывающие «большие данные» - Google, Amazon, Uber и другие, тем лучше? Или наоборот – это очевидно хорошо?

Вопрос об этом возник вчера в Алмате на конференции, которую проводит для сотрудников и партнеров страховая группа «Евразия» - я в ней участвую на протяжении многих лет. Профессор экономики на таком мероприятии – не редкость. Обычно – лекция по макро для широкой аудитории (от этого потом остаются интервью в прессе) или круглый стол (пять лет назад у нас здесь был очень интересный разговор с Нуриэлем Рубини), а тут ещё был разговор с аудиторией, посылавшей вопросы по SMS/WhatsUp. Игорь Виттель и Костя Эггерт модерировали, а мы с Сергеем Медведевым, профессором политологии, отвечали на вопросы. Геополитика там, доллар и вот, вопросы про интернет и безопасность. Сергей перед этим выступил с исключительным интересным рассказом о современном «цифровом Большом брате» - и, поскольку речь шла о технологиях современной цензуры и пропаганды, то, естественно, уклон был «обвинительный». Как выжить в условиях этого «Большого брата» - правительств, спецслужб, крупных и мелких корпораций – все собирают данные, все знают о тебе очень много.

Сергей говорил об опасностях, а я вспомнил о том, как мой друг Омри Бен-Шахар, профессор Школы права в Чикагского университета недавно выступал на слушаниях в Конгрессе США, который обсуждает законы о сборе данных клиентов кампаниями. Сейчас понятно, что нет большой разницы между сбором индивидуализированных данных (грубо говоря, на папке написаны ваши имя-фамилия) или деиндивизуализированные (грубо говоря, в базе данных нет возможности связать данные с фамилией). Паттерны поведения - например, в интернет-магазине – так сильно «идентифицируют» человека, что его имя и не нужно.

Так вот Омри – последовательный противник ограничений на сбор данных для компаний. Пусть собирают, если им это нужно. От этого лучше клиентам – когда фирмы «знают» о клиентах больше, клиенты получают и больше, и лучше. Из-за таргетирования и из-за конкуренции с другими фирмами, опирающимися на те же данные. Омри – специалист по законам о прозрачности (когда вы ставите подпись на пользовательском соглашении – это, как правило, сделано потому, что от компаний требуется по закону получать эти подписи) и крупный противник этих законов. У него есть книга против законов о прозрачности, очень интересная, и его выступление в комитете Конгресса – можно посмотреть, можно прочитать – как раз про это. Про то, как «требования прозрачности» не помогают. И из-за этого не нужно мешать компаниям делать нашу жизнь лучше.
Subscribe

  • В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ

    Сложная тема - экономическая катастрофа, приведшая к распаду СССР и "гайдаровские реформы". Такая сложная, что до сих пор нет ни внятного,…

  • ЭКОНОМИКА США, МАРТ 2021

    Может, мне показалось, но в комментариях к моим колонкам-постам последних месяцев отчётливо звучит запрос "что же там не так с американской…

  • ОТНОШЕНИЯ С АМЕРИКОЙ

    Michael McFaul - бывший посол США в Москве, а до этого - один из лучших политологов-специалистов по России, не работает в администрации Байдена. Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • В ПРАВИЛЬНОМ НАПРАВЛЕНИИ

    Сложная тема - экономическая катастрофа, приведшая к распаду СССР и "гайдаровские реформы". Такая сложная, что до сих пор нет ни внятного,…

  • ЭКОНОМИКА США, МАРТ 2021

    Может, мне показалось, но в комментариях к моим колонкам-постам последних месяцев отчётливо звучит запрос "что же там не так с американской…

  • ОТНОШЕНИЯ С АМЕРИКОЙ

    Michael McFaul - бывший посол США в Москве, а до этого - один из лучших политологов-специалистов по России, не работает в администрации Байдена. Но…