?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Он любил Большого брата... - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Он любил Большого брата...
Кажется, очевидное соображение – чем меньше знают о нас, пользователях, компании, собирающие и обрабатывающие «большие данные» - Google, Amazon, Uber и другие, тем лучше? Или наоборот – это очевидно хорошо?

Вопрос об этом возник вчера в Алмате на конференции, которую проводит для сотрудников и партнеров страховая группа «Евразия» - я в ней участвую на протяжении многих лет. Профессор экономики на таком мероприятии – не редкость. Обычно – лекция по макро для широкой аудитории (от этого потом остаются интервью в прессе) или круглый стол (пять лет назад у нас здесь был очень интересный разговор с Нуриэлем Рубини), а тут ещё был разговор с аудиторией, посылавшей вопросы по SMS/WhatsUp. Игорь Виттель и Костя Эггерт модерировали, а мы с Сергеем Медведевым, профессором политологии, отвечали на вопросы. Геополитика там, доллар и вот, вопросы про интернет и безопасность. Сергей перед этим выступил с исключительным интересным рассказом о современном «цифровом Большом брате» - и, поскольку речь шла о технологиях современной цензуры и пропаганды, то, естественно, уклон был «обвинительный». Как выжить в условиях этого «Большого брата» - правительств, спецслужб, крупных и мелких корпораций – все собирают данные, все знают о тебе очень много.

Сергей говорил об опасностях, а я вспомнил о том, как мой друг Омри Бен-Шахар, профессор Школы права в Чикагского университета недавно выступал на слушаниях в Конгрессе США, который обсуждает законы о сборе данных клиентов кампаниями. Сейчас понятно, что нет большой разницы между сбором индивидуализированных данных (грубо говоря, на папке написаны ваши имя-фамилия) или деиндивизуализированные (грубо говоря, в базе данных нет возможности связать данные с фамилией). Паттерны поведения - например, в интернет-магазине – так сильно «идентифицируют» человека, что его имя и не нужно.

Так вот Омри – последовательный противник ограничений на сбор данных для компаний. Пусть собирают, если им это нужно. От этого лучше клиентам – когда фирмы «знают» о клиентах больше, клиенты получают и больше, и лучше. Из-за таргетирования и из-за конкуренции с другими фирмами, опирающимися на те же данные. Омри – специалист по законам о прозрачности (когда вы ставите подпись на пользовательском соглашении – это, как правило, сделано потому, что от компаний требуется по закону получать эти подписи) и крупный противник этих законов. У него есть книга против законов о прозрачности, очень интересная, и его выступление в комитете Конгресса – можно посмотреть, можно прочитать – как раз про это. Про то, как «требования прозрачности» не помогают. И из-за этого не нужно мешать компаниям делать нашу жизнь лучше.
25 мнений // Ваше мнение?
Comments
leokand From: leokand Date: Апрель, 21, 2018 17:33 (UTC) (Ссылка)
Когда-то люди бунтовали против попыток какого-нибудь царя провести перепись населения. Потом — против всеобщей паспортизации, против фотографирования, против снятия отпечатков пальцев или анализа крови. Сейчас период борьбы против big data, через какое-то время и она утихнет и начнётся борьба против чего-то нового.
vit_r From: vit_r Date: Апрель, 21, 2018 20:28 (UTC) (Ссылка)
Бунтом это называется, пока за дело не берутся чиновники. С двадцать пятого мая по ЕС в действие вводится General Data Protection Regulation (GDPR), или, говоря по-немецки, EU-Datenschutzgrundverordnung (DSGVO).

Между прочем, штрафы до двадцати лимонов. И готовность цифровой индустрии, мягко говоря, не очень высокая. Главное, правила совершенно дикие и на большинство вопросов ответ "Надо подождать решения судов".
levyi_botinok From: levyi_botinok Date: Апрель, 21, 2018 21:51 (UTC) (Ссылка)
Да, задолбали все инстанции со своими извинениями, что правила меняются. А что конкретно меняется - понять сложно, нужно вычитывать из гор чиновной писанины.
В русскоязычной википедии вообще про это пара абзацев. Как я понимаю, вопрос выдачи персональных данных не членам Евросоюза - один из важных моментов.
Однако, про доступ к данным полиции, судов и прочего государства, новых ограничений, вроде как, не видно.
Такое ощущение, что (помимо защиты фейсбучников от российских хакеров) вся эта грандиозная кампания - для того, чтобы запретить торговым сетям "наживаться", предлагая мне то, что мне может понравиться.
vit_r From: vit_r Date: Апрель, 21, 2018 22:03 (UTC) (Ссылка)
Как я понимаю, вопрос выдачи персональных данных не членам Евросоюза - один из важных моментов.

Всё гораздо веселее.
Из интересных обсуждавшихся тем: ...
Если европейский гражданин, будучи в турпоездке в Штатах, оставит на американском сервере свой IP, то под чью юрисдикцию попадает этот случай? Закон-то говорит о персональных данных резидентов EU, а не просто о бизнесе в Европе.


Однако, про доступ к данным полиции, судов и прочего государства, новых ограничений, вроде как, не видно.

На государственные учреждения, предоставляющие услуги в вебе, тоже наложены ограничения. Старые способы не меняются. Своё досье у полиции или другого органа в Германии можно было затребовать и раньше.

В принципе, если брать поотдельности, в основе лежат вполне разумные идеи. Если всё вместе и как написано, получается очередной чиновничий бред. Особенно, введение должности "ответственного за приватные данные".
zomaho From: zomaho Date: Апрель, 21, 2018 18:29 (UTC) (Ссылка)
Все эти соображения не учитывают, что повышение благосостояния далеко не для каждого человека "лучше".
zlata_gl From: zlata_gl Date: Апрель, 22, 2018 14:57 (UTC) (Ссылка)

Все эти соображения не учитывают, что повышение благос

"Все эти соображения не учитывают, что повышение благосостояния далеко не для каждого человека "лучше". "

А повышают ли эти фокусы - "благосостояние" ?
Торговцы соревнуются - кто раньше и глубже запустит лапу в кошелек с зарплатой конкретного Феди.
Кто громче наворкует ему про "Баунти-райское наслаждение".
У людей - разная степень устойчивости к промывке мозгов.
Вася купит то, чья реклама прилетела первой, и останется в результате без реально необходимого. Еще и диабет заработает от Баунти и Сниккерсов.

И проблема не в Мордокниге и Гугле, а в буйстве рекламы вообще.
Невозможно посмотреть по телику ни одной передачи, не посмотрев при этом десяток рекламных роликов со сладкоголосыми красотками.
mike_321 From: mike_321 Date: Апрель, 21, 2018 18:39 (UTC) (Ссылка)
Хорошие вопрос! хз, с одной стороны кажется, что страшилки про большого брата сильно преувеличены и во многом надуманны журналистами. С другой стороны очевидно, что если компании лучше удовлетворяют наши желания это далеко не всегда делает нашу жизнь лучше по определению.
levyi_botinok From: levyi_botinok Date: Апрель, 21, 2018 19:00 (UTC) (Ссылка)
Опасность сбора индивидуализированной или нет инфорамции в том, что она становится товаром. Отдельная печаль, когда мы говорим о данных класса "досье". Плюс, велика опасность выделения касты людей имеющих доступ к такой информации против касты людей, такого доступа не имеющих. Первые автоматом начинают считать себя вправе решать за других в силу владения недоступной другим информацией.
Вера в компьютерные решения, опору на нейросети, не исключает также "прорывов" в социологии, когда на основании вашей любви к булочкам со сливками вас смогут обвинять в антигосударственных настроениях. Ну,если статистически оно так - то вам не отвертеться.
pargentum From: pargentum Date: Апрель, 21, 2018 19:30 (UTC) (Ссылка)
Интересно, а чем отдельно печальны данные класса "досье"?
Что теперь спецслужбам вербовать сложнее будет - ты ему досье продемонстрируешь, а он рассмеется в лицо и скажет, что вы это с его профиля в одноклассниках вытащили?
levyi_botinok From: levyi_botinok Date: Апрель, 21, 2018 21:07 (UTC) (Ссылка)
Печальны уже тем, что не все знают, что именно про них известно. В одноклассниках человек сам выбирает, что писать. А вот адреса-телефоны-пароли-явки, покупательские пристрастия, интересы в интернете, банковские переводы и прочие основы личной экономики, мало кто сознательно сдает "спецслужбам".
Так что пугнуть всемогуществом при вербовке они таки смогут. Если, конечно, Вас только этот аспект волнует.
pargentum From: pargentum Date: Апрель, 22, 2018 04:40 (UTC) (Ссылка)
Банковские переводы банки-то точно сдают, особенно в России.
А это и есть покупательские пристрастия.
theolebro From: theolebro Date: Апрель, 21, 2018 19:39 (UTC) (Ссылка)
Цукера не за то поджаривали. А за то, что от жадности и самоуверенности проявил глупость - продал доступ к миллионам профилей и возможность манипулировать их предпочтениями фирме из-под зонтика КГБ-ФСБ. На дворе, слава Богу, вторая холодная, шутки кончились, и за такие дела он мог загреметь. Но, учитывая изначального инвестора, Бурячка - вроде каялся он честно - простят и направят на защиту интересов человечества, искупать вину.
vitali_y From: vitali_y Date: Апрель, 21, 2018 19:51 (UTC) (Ссылка)
сегментируй и продавай тот же товар разным группам по разной цене.. забавное утверждение в общем, без теоремы доказанной ноль ему цена )))
vit_r From: vit_r Date: Апрель, 21, 2018 20:30 (UTC) (Ссылка)
От этого лучше клиентам – когда фирмы «знают» о клиентах больше, клиенты получают и больше, и лучше.

Это как-бы не совсем правда. Нынешний тренд "Давайте насобираем все-все-все данные, до которых дотянемся. Что с ними делать, подумаем потом."

В основном, бюджет сжигается, толку ноль. Одни красивые презентации.
vovap From: vovap Date: Апрель, 21, 2018 20:34 (UTC) (Ссылка)
Умереть можно только один раз. Но это не значит, что того не бывает, да?
Dmitry Petrov From: Dmitry Petrov Date: Апрель, 21, 2018 22:33 (UTC) (Ссылка)
Константин, существуют ли исследования, показывающие степень точности идентификации человека по паттернам? Я читал про идентификацию по лайкам в довольно большие группы (типа пола, нации и прочего), но чтобы модель могла идентифицировать отдельного человека я лично сомневаюсь. Есть данные позволяющие точно идентифицировать человека типа IP, анкетных данных и социальных связей, но поведение людей в целом очень похоже. Стат модели особенно в big data ( где принято сжимать данные и использовать простые модели из экономии) обычно ошибаются в каждом индивидуальном случае, но очень точны в среднем.
0x8 From: 0x8 Date: Апрель, 22, 2018 06:34 (UTC) (Ссылка)
Беда в том, что нельзя говорить "в общем". А если конкретно, то те данные, которые Гугл собирает через сервисы Андроид телефона, на человека указывают вполне точно. Там кредитная карта (с США много людей сервисы к кредитке привязывают), история поиска, языковые настройки, и данные геолокации. В сумме ваши передвижения, ваши покупки, и все ваши интересы (через поиск). По закону, это PII. Интересно как Гугл из этого выпутываться будет.

Фейсбук - история немного другая. Там вроде нет точной геолокации (только примерная), но ваши контакты и интересы есть и у них в комплекте с данными о вашем терминальном устройстве. Данные о поле, расе, возрасте, образовании.

Набор данных Амазона - PII по определению, там кредитка, имя и ваш адрес.

Набор данных Убер'а даже круче. Это PII, и там еще и история ваших перемещений (не только поездок).

Данные сотовых провайдеров - тоже кладезь. Имя, адрес, кредитка и приблизительная геолокация с историей. Плюс все ваши контакты и все посещенные веб ресурсы.

Так что данные Больших компаний позволяют идентифицировать персону однозначно в большинстве случаев.
vovap From: vovap Date: Апрель, 22, 2018 20:45 (UTC) (Ссылка)
Вы не поняли, что человек спрашивает :) А спривает как раз как по патернам а не поличной привязке опознать человека - ибо так написал автор. Который тоже, врядли на самом деле понял, что сказал - или пояснил, во всяком случае :)
natvasmil From: natvasmil Date: Апрель, 21, 2018 22:51 (UTC) (Ссылка)
Не все, что касается Большого Брата нужно связывать с экономикой. Мы живем в век Big Дata в социологии, электронике, медицине, политике. Каждый раз боязненно выпуская этого джина из бутылки мы задумываемся, а стоит ли? И всякий раз отвечаем, а другого выхода нет. Перефразируя Маяковского, можно добавить: Если Биг Дата создаются, значит это кому-то нужно. Весь вопрос заключается в том, КОМУ ЭТО НУЖНО. С него надо и начинать расследование Facebook этого лукавого Марка.
From: devaratta Date: Апрель, 22, 2018 00:11 (UTC) (Ссылка)
Очень наивная позиция, я пока конкретно вижу появление биг даты , это продать дороже совершенно ординарный товар и услуги, никакого улучшения нет, а есть попытка цену выставлять в зависимости от платежеспособности клиента. Этим грешат и Букинг и такси и билетеры, и даже есть алгоритмы, которые позволяют это использовать в свою сторону. Фантазии об улучшение услуг именно, что фантазии. Букинг просто в один момент может продать вам тот же отель, по разным ценам, и весь профит оставляют себе, а не отельеру.
redreptiloid From: redreptiloid Date: Апрель, 22, 2018 07:48 (UTC) (Ссылка)
сторонники ограничений на сбор данных, они как сторонники луков в эпоху огнестрела.
регулировать надо не сбор а использование, но это сложнее. но кто не осилит - будет страдать.
public_enemi From: public_enemi Date: Апрель, 22, 2018 19:03 (UTC) (Ссылка)
Кук,который рулит Эпплом,не раз заявлял что Интернет надо взять под жёсткий контроль,как в Китае,и ключи он хранит там же,в Китае.Вы хотите доверить ему свои данные? Да и все другие-зачем им ваши данные?Чтобы продать,чтобы сдать по первому требованию "компетентных органов".Все они...э-э,не хочу опять грубо выражаться,ну как эти девушки с пониженными моральными устоями,ну в общем на букву "б"
yozhig From: yozhig Date: Апрель, 22, 2018 23:39 (UTC) (Ссылка)

Опять розовые единороги отсутствия возможности дискриминировать покупателей?

hettie_lz From: hettie_lz Date: Апрель, 23, 2018 00:20 (UTC) (Ссылка)
я полностью согласна (будучи по обе стороны процесса)
natvasmil From: natvasmil Date: Апрель, 23, 2018 05:52 (UTC) (Ссылка)

Лукавый Марк

Стоит пожалуй отметить, наметился довольно устойчивый тренд: каждая компания хочет иметь дело с лонг-терм клиентом и готова сражаться со своими конкурентами за владение вашим ID. Куда бы вы не сунули свой потребительский нос, вас просят открыть аккаунт. Компании готовы кооперироваться с кем угодно и даже слиться, чтобы получить побольше дополнительных данных о вас. Вам предложат выигрыш, в какой угодно форме, удобной для вас, кредитные карты с большими кредитами, лишь бы вы сообщили свои личные данные. Чем больше этих данных у них собрано, тем более надежный, клиент вы для них, т.е. вряд ли вы переметнетесь к их конкуренту.

Неудивительно, ваше ID является сертификатом их благополучия, успешной рекламы и в конце концов товаром. Компания с вашими данными никогда не обанкротится, в крайнем случае сольется с другой компанией, попросив у вас разрешение на пользование вашими данными другой компании, как сейчас происходит с компанией АТ&Т и Verizon . Андроидный Skype удачно слился с воскресшим Микрософтом и удачно умножил своих пользователей, получив доступ к вашей телефонной адресной книжке..

Попробуйте не согласиться с условиями приватности и попытаться закрыть ваш аккаунт, вы сразу теряете доступ ко всем "третьим парти" тоже , не только к самой компании. Посмотрите, как вся компьютерная медия легко объединяется с Facebook, потому что ей нужны надежные клиенты, а Цукеберг прекрасно коллекционирует их данные и вовремя, кому надо их поставляет.

Когда Марка Цукерберга спросили на слушаниях в Сенате, хотели бы вы поделиться с нами названием отеля, в котором вы остановились, приехав на эти слушания, он слегка помешкав, сказал нет, не хотел бы. Таким образом, он прекрасно знает то, что делает, как можно манипулировать, зная психологию клиента. Он и не против государственной регуляции, только в разумных пределах, о каких предпочитает умалчивать. Его скандальное сотрудничество с британцами является обыкновенной рутинной сделкой бизнесмена, а не простой жест щедрости. Просто получилось, он сам того не осознавая, подыграл больше республиканцам, чем демократам, что высветило его не с той политической стороны, которую он представляет на самом деле. Вот о чем он умалчивает лукавый Марк.



Edited at 2018-04-23 06:41 (UTC)
25 мнений // Ваше мнение?