?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
Примат политики над экономикой - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
Примат политики над экономикой
Одно из глубочайших заблуждений, которую мои сверстники выучили в школе - это то, что экономика (что бы это ни было) - первично, а политика - вторично. Конечно, в жизни всё равно наоборот и ничего фундаментальнее политических закономерностей нет. Экономические отношения, наоборот, подстраиваются.

В Нью-Йорке политика победила Убер. К этому давно шло, но тут всё кончается - вводят минимальную зарплату для таксистов - вот обозреватель NYT переживают о том, что она низка... Что, мол, Убер провалился, потому что не сделал жизнь таксистов лучше. В порочной логике обозревателя минимальная зарплата сделает её лучше. Конечно, сделает лучше - тех, кто при этой плате и ограничениях, которые вводятся на количество такси в городе, останется на рынке. А также сделает хуже - тем, кто из-за этой минимальной зарплаты и ограничений с рынка вылетят... (Суммарно будет тоже хуже - те, кто потеряют, потеряют больше, чем приобретут те, кто приобретут, но да Бог с ним - это не совсем тривиально.)

Конечно, появление Убера (или Яндекс-такси, или любого аналогичного сервиса) улучшило жизнь людей - и таксистов, и пассажиров. Не всех - оно ухудшило заработки тех, кто был таксистом до, но суммарный выигрыш тех, кто выиграл, больше суммарного проигрыша тех, кто проиграл. "Пирог" стал больше. Больше денег стало делиться между теми же самыми людьми. (Не забудьте, считая выигрыш, посчитать тех, кто раньше на такси не ездил, а после появления Убера стал ездить - цены-то снизились.) И это не случай - выигрыш одного перевесил проигрыши многих - наоборот, выигрыш теперь достался большему количеству людей.

Экономика-то проста - введение Убера и убероподобных сервисов увеличивает эффективность и благосостояние. И политика проста - в политике преимущество всегда у монополий - они неэффективны, они убивают суммарный выигрыш, но он сконцентрирован и это даёт ему преимущество в политике. Политика отъедала у Убер-экономики кусок за куском и вот отъела.

И это везде. Помните мой "либертарианский лифт United" - про то, что овербукинг с выкупом увеличивает выигрыш всех - и того пассажира, который полетел, и того пассажира, который продал свой билет и остался ждать следующего рейста, и авиакомпании? Вот уже пошли разговоры про запрет овербукинга. Та же история - убить эффективность, сделать многим хуже, чтобы кто-то, политически сильный, получил кусок побольше.
129 мнений // Ваше мнение?
Comments
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]
otkaznik From: otkaznik Date: Август, 9, 2018 23:48 (UTC) (Ссылка)
Так об этом еще маршал Тито говорил. И пусть экономика только попробовала бы диктовать - политика быстро бы загнала ее в угол, вернее на нары, вот и весь диктат.
From: qaz33 Date: Август, 11, 2018 14:44 (UTC) (Ссылка)
когда у тебя будет РАЧОК))) будешь бакланить за маршала Тито))
сдохнешь ИНДИВИДУАЛЬНО((
friendlystrnger From: friendlystrnger Date: Август, 10, 2018 02:39 (UTC) (Ссылка)
Большинство людей, включая американского и российского президентов, этого понять не могут, слабы интеллектом...
valshooter From: valshooter Date: Август, 10, 2018 11:32 (UTC) (Ссылка)
А американский-то тут каким боком? Невиданная дерегуляция всего, что во власти федерального правительства; налоговая реформа, приведшая к уменьшению ставок и увеличению собираемых сумм; война с тарифами ради их полной отмены — этот президент пока что настолько либертарианец, насколько американский президент может им быть.

Российский ему даже портфель носить не смог бы.



Edited at 2018-08-10 11:32 (UTC)
orehovyj_les From: orehovyj_les Date: Август, 10, 2018 03:19 (UTC) (Ссылка)
Uber скоро будет использовать автоматические такси и таксисты исчезнут как извозчики. а политики получат головняк куда девать миллионы водил.
zlata_gl From: zlata_gl Date: Август, 11, 2018 16:05 (UTC) (Ссылка)

скоро будет использовать автоматические такси

Ровно то же происходит при внедрении любой механизации и автоматизации. Как-то общество справляется.
alexeybobkov From: alexeybobkov Date: Август, 10, 2018 04:04 (UTC) (Ссылка)
Одно из глубочайших заблуждений, которую мои сверстники выучили в школе...

Как пишут в таких случаях на Instapundit.com, "You're gonna need a bigger blog".
From: public_enemi Date: Август, 10, 2018 05:01 (UTC) (Ссылка)
в Нью Йорке правят либерасты.Запрет продаж больше билетов в самолёте чем мест правильный-в самолёте нет стоячих мест. Сказки авиакомпаний о том что так они покрывают чего-то там просто смешны.Если кто-то не пришёл,то деньги за билет не возвращают.Возвращают только тем кто заплатил страховку на это дело,т.е. авиакомпании не в убытке.С другой стороны-если бы была нормальная конкуренция,то и запрещать не надо было бы-кто-то неизбежно отменил бы практику,растрезвонил бы это и все побежали бы туда
leokand From: leokand Date: Август, 10, 2018 05:18 (UTC) (Ссылка)
Не так всё просто. Упрощая, но выглядит как-то так: себестоимость перевозки пассажира = все затраты на рейс / стоимость билетов = 100. Но при этом авиакомпания знает, что 10 % пассажиров не приходит на рейс, т. е. если можно заполнить по второму разу эти места, то себестоимость будет 90. И билеты можно продавать ниже формальной себестоимости, по 95, и при этом оставаться в прибыли. Цифры, разумеется, условные.
yozhig From: yozhig Date: Август, 10, 2018 05:19 (UTC) (Ссылка)

Монополии (компании) и политики - это разные стороны, и их интересы не всегда совпадают. Если бы Убер и Лифт беспокоились об организации конкуренции, в том числе среди "медальонщиков", не только за пассажиров, а с учетом того, что кто-то может вылететь в трубу -  политикам бы и в голову не пришло возиться с ограничением количества такси и введением минимального уровня зарплаты.


И также наивно полагать, что овербукинг будет способствовать развитию конкуренции - емкость рейсов все равно ограничена не краткосрочными спекуляциями между пассажирами у трапа, а долгосрочными инвестициями авиаперевозчиков. И торги у трапа никак не смогут помочь авиаперевозчику более точно предсказать спрос на масштабах больше одного сезона.

redreptiloid From: redreptiloid Date: Август, 10, 2018 06:00 (UTC) (Ссылка)
это неверное, ошибочное утверждение об увеличении количества благ. суммарный выигрыш очевидно уменьшился - если выручка растет быстрее чем доход среднего продавца, это означает деградацию экономики (переход на экстенсивный механизм развития) и уменьшение общественного пирога.

сравним например ситуацию с сельским хозяйством - меньшее количество людей стало кормить больше людей одновременно увеличив свой средний доход в сельхозотрасли.

кроме того, Убер не является рыночной компанией, он олигополист, если не монополист. это означает что "частный политик" схлестнулся с "общественными политиками" за свой кошелек и политики тут защищают интересы всех граждан, особенно долгосрочные. кто устанавливает тарифы Убера для покупателей и продавцов, рыночная конкуренция или внутренний юберовский "уберплан" ?

так что рыночные законы как раз блюдут Ньюйоркские политики, сохраняя рыночные отношения в отрасли. это не совсем тривиальное утверждение, но это факт.
none_smilodon From: none_smilodon Date: Август, 10, 2018 06:27 (UTC) (Ссылка)
доход растет - плохо, наживаются на народном горе.
доход не растет - плохо, экстенсивный рост.

за что всегда уважал кобу джугашвили - он расстрелял больше социалистом чем кто угодно другой. жаль не всех.
none_smilodon From: none_smilodon Date: Август, 10, 2018 06:18 (UTC) (Ссылка)
Политика может рулить экономикой, но не долго. Игры в монополии заканчиваются тем, что рабочая сила и корпорации выбирают другие города, штаты или даже страны.

Про убер вы кстати не правы. Я в детстве немало ездил с советском такси, посокльку ими пользовался мой отец. Ездящие на такси в СССР это была целая привилегированная каста (наши люди в булочную и это все) со своей лексикой которую опознавали диспетчеры только тогда "подавали" машину ("левый" человек мог и час ждать). Родственники по линии матери впадали в ужас, когда лет в шесть устав ждать "икарус" я ловил тачку и начинал договариваться о цене.

Потом появились "грачи", такси подешевело, но ими стали пользоваться и простые люди. Сейчас вот появился "Убер" (в Киеве правда убероподобные сервисы появились лет за пять до убера вообще) и машину вызывают даже те, кто раньше подумать об этом не мог. Рынок расширяется, растут заработки. Выгодно всем включая старых таксистов.

Edited at 2018-08-10 06:22 (UTC)
redreptiloid From: redreptiloid Date: Август, 10, 2018 06:38 (UTC) (Ссылка)
это у кого,любопытно, заработки растут ?
tervv From: tervv Date: Август, 10, 2018 06:34 (UTC) (Ссылка)
Развал рынка нормальных такси, где теперь в 90% случаев приедет чуть ли не наркот, рост цен на такси на величину маржи Яндекса в 30%. Это благо? Вы там совсем е..сь в стране розовых пони?
Т.е. в цепочки клиент-таксит, добавилось дорогостоящее звено в виде Яндекса/Убера и не более того.

Уберизация действительно провалилась из за политики, но вот только причина провала не во власти, а в "рвачестве" ИТ-компаний для которых прибыль оказалась интереснее дела.

Edited at 2018-08-10 07:00 (UTC)
none_smilodon From: none_smilodon Date: Август, 10, 2018 08:13 (UTC) (Ссылка)
дорогостоящее? они на комиссии сидят. как раньше сидели на ней телефонные диспетчеры.

кстати, сидеть с шашечками на специальном месте либо цепким взглядом ловить кто там рукой махает тоже не запрещено. правда при попытке взвинтить цену обсмеют еще и лицо (пардон за таксизм) набить могут.

Edited at 2018-08-10 08:13 (UTC)
From: nukakzetak Date: Август, 10, 2018 06:39 (UTC) (Ссылка)
Про овербукинг посмеялся. Выгодно, говорите, пассажиру? Хаха. Профессор, значит...
From: sasha_br Date: Август, 10, 2018 06:47 (UTC) (Ссылка)
А что, в НЙ запретили Убер? Кстати, конкретно в НЙ (в отличие от других американских городов) он не дешевле обычного такси
bear_bull From: bear_bull Date: Август, 10, 2018 08:29 (UTC) (Ссылка)
То же можно сказать и про биткойн ))))
"появление биткойна улучшило жизнь людей". "Пирог" стал больше. Больше денег стало делиться между теми же самыми людьми. (Не забудьте, считая выигрыш, посчитать тех, кто раньше об альтернативных валютах не думал, а после появления биткоина стал. И это не случай - выигрыш одного перевесил проигрыши многих - наоборот, выигрыш теперь достался большему количеству людей.
vit_r From: vit_r Date: Август, 10, 2018 09:44 (UTC) (Ссылка)
овербукинг с выкупом увеличивает выигрыш всех - и того пассажира, который полетел, и того пассажира, который продал свой билет и остался ждать следующего рейста, и авиакомпании

Особенно он выиграл, когда был вышвырнут силой из самолёта.

Кстати, с бомбилой тоже всё хорошо, пока машина не попадает в аварию. И тут выясняется, что чиновники не просто так занимались лицензированием этой деятельности.
redreptiloid From: redreptiloid Date: Август, 11, 2018 00:01 (UTC) (Ссылка)
эх, не разбираетесь вы в либеральной экономике. если машина попала в аварию, это ж подарок! увеличился спрос на услуги медиков, авторемонтников, аварийных комиссаров, похоронных бюро и страховых компаний. общественный пирог вырос, как тесто на дрожжах. сплошной профит и рост !
а чиновники этому, гады мешают. еще и налоги требуют. то ли дело экономика стран, где чиновники такими глупостями не страдают или от них можно откупиться. либертарианцы с большим интересом наблюдают за развитием таких экономик, но сами почему то предпочитают сидеть в социалистических и страдать.

Edited at 2018-08-11 00:03 (UTC)
mi_b From: mi_b Date: Август, 10, 2018 09:56 (UTC) (Ссылка)
Ты сравниваешь регуляции с каким-то несуществующим свободным рынком. Например, с овербукингом в Европе и России вообще никаких аукционов не проводят, а просто сообщают как-то выбранным пассажирам, что они летят позже на пару часов или дней, а потом платят очень немного денег, максимум 600 евро.

Про Убер ситуация ближе к свободному рынку, но олигопольному, с лифтом и убером, причём оба из них на многих рынках уже явно договорились с конкурентами и поделили рынки, так что непонятно, сколько этому рынку в свободном состоянии до просто монопольного. Ты разве считаешь, что монопольные рынки все равно эффективнее любого регулирования?
gena_t From: gena_t Date: Август, 10, 2018 12:23 (UTC) (Ссылка)
Не знаю как думает уважаемый господин Сонин, а мне кажется в такси от монополии для пассажиров только удобства. Если таких диспетчерских много, большая вероятность, что у них просто не будет машин там где вам нужно. Скажут, что через час приедут или вообще никогда.
sitil From: sitil Date: Август, 10, 2018 10:18 (UTC) (Ссылка)
Введение минимальной зарплаты для монопсонии увеличивает занятость и, следовательно, суммарное благосостояние работников.

Edited at 2018-08-10 10:18 (UTC)
valshooter From: valshooter Date: Август, 10, 2018 11:35 (UTC) (Ссылка)
А что здесь монопсония?
129 мнений // Ваше мнение?
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]