?

Log in

No account? Create an account
Записи Френдолента Календарь Инфо Назад Назад Вперёд Вперёд
50-летие матклассов в 57-ой - ДНЕВНИК ЭКОНОМИСТА
ksonin
ksonin
50-летие матклассов в 57-ой
14-15 cентября наша школа - школа №57 - отмечает 50-летие матклассов. Наша школа была не первой, в которой появились матклассы - их начали выдающиеся математики Андрей Колмогоров и Евгений Дынкин в московской школе №2, но именно 57-я школа на протяжении десятилетий была лидером - то вместе с 91-ой, 43-ей, 52-ой, 179-ой, 679-ой, 444-ой, 7-ой и другими, то, в самые беспросветные годы, практически в одиночку - матшкольного движения.

При советской власти математические классы закрывали, учителей травили, директоров выгоняли, но поддержка академического сообщества позволяла что-то спасать и сохранять. После 1991-го года было трудно по другим причинам, а в 2000-е появились новые вызовы, но последние десятилетия и федеральное, и московское правительство матшколы всячески поддерживают. Сейчас совершенно понятно, насколько важной ценностью оказались матшколы "советского образца" - сколько накоплено опыта, сколько создано и сохранено.

По школе теперь развешаны портреты тех, кто составил научную славу выпускников 57-ой. Тут всех не перечислишь - и далеко не все те, кого нужно было бы развесить, не развешены, но наши матклассы закончили Михаил Волошин'70, Вера Серганова'78, Никита Некрасов'89, Мария Юдкевич'91,...  Самая младшая в списке - Ирина Анно'99 - потому что, понятно, те, кто закончил школу в 21-ом веке ещё не успели стать известными учёными.

14 сентября у школьников будут лекции выдающихся учёных-выпускников матклассов - по математике, лингвистике, компьютерным наукам, биотехнологии, экономике, физике и биологии. Выпускники матклассов! Понятно, что в советское время матшколы просто были аттрактором для всех мыслимых талантов, необязательно математических (что привело к распространению среди родителей мифа о том, что сначала нужно учиться математике, а потом уже основному предмету), и всё же разнообразие и качество достижений впечатляет.

15 сентября будут "открытые уроки" по математике всех, кажется, выдающихся преподавателей математики в городе Москве. Все, по-моему, так или иначе связаны с 50 годами 57-ой. Один из важнейших элементов успеха матклассов - в том, что ребята, закончившие школу, приходят преподавать - и в студенческие годы, помогая учителям (и приходят как раз будущие филдсовские лауреаты), и потом - работать. Сейчас в школе директор и два завуча - выпускники матклассов.

А Григорий Мерзон собрал, тем временем, "листочки" (важный элемент преподавания в матклассах) за все годы.

Эта запись была бы чистой рекламой - поздравлением с 50-летием, но у меня есть и вопросы по существу. 15 сентября будет круглый стол в честь 50-летия матклассов. Но на эти вопросы мне лично - а я и в школе много преподавал, и с вчерашними школьниками много работал - интересно узнать разные ответы. В профессиональном сообществе - и с учителями, и со специалистами по образованию, и с администраторами, и с чиновниками - я эти вопросы обсуждал неоднократно. И всё же каждый человек - бывший школьник, так что разные ответы интересны.

1. Большинство выпускников матклассов выбирают в итоге профессию, не связанную с профессиональной математикой. Значит ли это, что их обучение с упором на математику было ошибкой? Что они просто оказались «выхлопом»? Нужно ли в программе матклассов учитывать, что большинство выпускников будут работать финансистами или программистами?

2. В советское время в математику шли чуть ли ни все талантливые дети. Сейчас матклассам (и математическим факультетам) приходится конкурировать за талантливых детей с классами, которые специализируются в гуманитарных предметах, лингвистике, биохимии, дизайне и т.п. Что бы вы изменили в современных матклассах?

3. Дети, обучающиеся в матклассах, часто сталкиваются с проблемами в социальном общении. Например, ученым известна корреляция между математическими талантами и различными акцентуациями, особенностями личности. Должны ли программы подготовки школьников-математиков включать дополнительные механизмы психологической поддержки детей?

4. Среди педагогов математики есть серьёзные разногласия по поводу того, насколько важна (или вредна) «математика как соревновательный спорт», олимпиады и конкурсы. Известно, например, что среди выпускников российских матклассов, ставших выдающимися математиками, были как «олимпиадники», победители межнара, так и дети, в олимпиадах практически не участвовавшие. Как Вы считаете, нужны ли в современных матклассах специальные программы подготовки к математическим соревнованиям?

Метки:

39 мнений // Ваше мнение?
Comments
0x8 From: 0x8 Date: Сентябрь, 13, 2018 17:25 (UTC) (Ссылка)
У нас в школе спецпредметов, де-факто, было три: математика, физика, химия. Формально биология тоже, но сложность курса явно не дотягивала до физики, хотя и была значительно сильнее стандартного школьного курса. Да и дети с биологических олимпиад в школу попадали.

1) Неправильная постановка вопроса. Упор был шире, просто математика основа всего естественно-научного направления и без нее никуда. Соответственно и выбор профессии нужно засчитывать шире. Начиная от банально математиков, и далее физиков, химиков, программистов, финансовых аналитиков, инженеров и т.п. Из моего бывшего класса процентов 60% работают используя полученные аналитические навыки. Биологов и биохимиков больше всего. Точнее из них больший процент остался в науке. Куча программистов, немного физиков, экономисты. Есть даже один философ. Но он больше иллюстрация, куда может завести увлечение математикой.

2) Конкурировать за детей это совершенно нормально. Менять надо их доступность. Если раньше талантливый ребенок из деревни попасть в маткласс мог, то сейчас ....
Второе, надо давать больше практических навыков. В школе еще нельзя сказать куда ребенок пойдет. И надо дать ему возможность проявить себя. Дать потрогать руками основные области возможной специализации. Это означает классы программирования, хим и физ лаборатории, мастерские, био станции, кружки технического творчества. Это, увы, тоже сейчас полудохлое все. А уж закручивание гаек на тему, как бы чего не вышло, привело к исчезновению нетривиальных лабораторных работ школах. Когда дети последний раз с кислотами работали, а с горелками?

3) Увы, и ах. Все так. Хотя математику винить не стоит. Скорее наоборот. В ней преуспевают те, кто не очень вписан во внешний мир, и замыкаясь во внутреннем, проявляет чудеса концентрации и упорства. Мат класс закрывает таких детей на время от внешнего мира. Они расслабляются и тратят еще меньше времени на социальную адаптацию. Потом это выходит боком. Психолог нужен, но, боюсь, это кончится очередным формализмом. Проще погружать их во "внешнюю" среду периодически. Иметь совместные проекты с другими школами, кружки открытые не только для физмат школьников, праздники совместные наконец.

4) Математика как соревновательный спорт полезна если это добровольное увлечение. И если не считать ее средством подготовки математиков. Это просто гимнастика ума для тем у кого есть к этому склонность. Относится к ней надо как к университетской команде по волейболу. 90% из членов команды не станут профессиональными спортсменами. И это нормально.

Вообще, надо перестать рассматривать маткласс как средство подготовки математиков. Он не для этого. Он для развития мозгов. И применений этим мозгам в современном мире - тысяча и одно.
From: public_enemi Date: Сентябрь, 13, 2018 18:07 (UTC) (Ссылка)
при совке мат классы закрывали????? Это что-то новое и мяхко говоря неадекватное тому что было.Наоборот-была даже спецшкола какая-то кажется под Москвой или в Москве.Я в неё даже пытался поступить в 70г.Дело было так давно что я уже забыл почти всё. Был журнал "Квант".Всё было поставлено на выявление талантов. ВПК в них нуждался
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 13, 2018 19:24 (UTC) (Ссылка)
Закрывали много раз - собственно, 57-я стала самой сильной, когда 2-ую уничтожили. В 57-ой закрывали классы (например, выпуск 1986 в 1983 году целый год тайно собирался в школе два раза в неделю), а в 1988 (когда я учился) закрыли, якобы на ремонт, но открыли через два дня после протестов академической общественности (это даже было в "Известия" - поскольку "гласность и перестройка"). Про Беллу Субботовскую так и неизвестно - возможно, что её убили.

Но матшколы были, "Квант", ВЗФМШ и многие другие инициативы - пробиваясь сквозь асфальт.
intriga123 From: intriga123 Date: Сентябрь, 13, 2018 18:34 (UTC) (Ссылка)
Как выпускник маткласса и родитель двух детей из 444 школы: :)

1. Не значит, потому что есть "методология мышления", "царица наук" и "доказательная строгость". Математика есть квинтэссенция этого... В этом смысле я бесконечный фанат математики, как и автор блога.

2. Тут чуть сложный вопрос. При плохом (не-математическом, не-доказательном) преподавании экономики, биологии и химии они очень легко вырождаются в набор фактов, пересыпанных демагогией. И тогда уж лучше хорошая "база биохимии" (то есть, сильная чистая математика), чем плохая "биохимия". При хорошем преподавании биохимии / экономики, она и так включает в себя методологическую базу математики и мат.мышления в очень большом объёме, что автор прекрасно знает и неоднократно подчёркивал. И тогда вопрос превращается в конкуренцию "универсальной математики" с "специально-прикладной математикой". Конечно, специальный набор инструментов всегда полезней и прикольней. Конечно, он всегда будет выигрывать у математиков "вглубь" и проигрывать "вширь". При идеальном инкорпорировании мат.метода в прикладные предметы сама математика превратится в "не-науку" а в "метод и область мышления" (как философия :))

3. Немного странный вопрос. Если в одном месте по любой причине всегда наблюдается повышенная концентрация детей, испытывающих определённые проблемы (психологические или физические), будет ли здОрово помочь детям или хотя бы облегчить их проблемы? Хммм... если можем, то конечно будет здорово. Это даже безотносительно математики. Это и если бы мы театр строили, то да, учитывать ожидаемое количество инвалидов при проектировке пандусов и переходов было бы круто (извините за сравнение).

4. Да, если за олимпиадами (как заточенностью на "соревновательность" и навык применения "нестандартного подхода где надо и где не надо") мы не теряем цельного ощущения у ученика предмета математики как СИСТЕМЫ знаний и навыков, и не теряем "нормального и гармоничного развития личности ребёнка", как бы пафосно это не звучало. Короче, олимпиады - это очень-очень круто, если они не вместо школьной программы и курса ЕГЭ и не вместо сеновала у бабушки и рыбалки с отцом :)
delta_4 From: delta_4 Date: Сентябрь, 13, 2018 18:35 (UTC) (Ссылка)
Исключительно для определения средней температуры по больнице:
4) Нет, для всех поголовно не нужны, и при некоторых обстоятельствах просто опасны, хорошие лекции профессиональных математиков для школьников намного полезнее. А то, каким именно спортом высоких достижений заниматься помимо уроков, каждый решает для себя.
yozhig From: yozhig Date: Сентябрь, 13, 2018 18:50 (UTC) (Ссылка)

Весь этот дискурс базирован на страхе. Когда страх тоже станет историей, обсуждение этих вопросов будет выглядеть смешным вне зависимости от ответов на них. Ну а матклассы и не только обсуждения страхов переживали.

From: sasha_br Date: Сентябрь, 13, 2018 18:54 (UTC) (Ссылка)
А точно 2-я школа была первой, где появились матклассы? В 7-й не раньше?
ksonin From: ksonin Date: Сентябрь, 13, 2018 19:26 (UTC) (Ссылка)
Мне подсказывают, что 444-ой были классы раньше и даже во 2-ой - до Дынкина с Колмогоровым. Но документов нет, а память - вещь ненадёжная. Людей, учившихся и работавших в 2-ой школе, я знаю лично.
iv_an_ru From: iv_an_ru Date: Сентябрь, 13, 2018 19:03 (UTC) (Ссылка)
> 1. Большинство выпускников матклассов выбирают в итоге профессию, не связанную с профессиональной математикой. Значит ли это, что их обучение с упором на математику было ошибкой? Что они просто оказались «выхлопом»? Нужно ли в программе матклассов учитывать, что большинство выпускников будут работать финансистами или программистами?

Нужно, но не потому, что надо заботиться о "выхлопе", а потому, что профессиональный математик почти неизбежно будет программировать. Мало нынче прикладных задач, которые мало того, что целиком решаются в голове, так ещё и решение _проверяется_ в голове. Кроме того, навыки программирования позволяют очень рано найти работу, а это очень важно, потому что вершина умственной формы в математике проходится рано и быстро, такие уж мы "мышата элджерноны".

> 2. В советское время в математику шли чуть ли ни все талантливые дети. Сейчас матклассам (и математическим факультетам) приходиться конкурировать за талантливых детей с классами, которые специализируются в гуманитарных предметах, лингвистике, биохимии, дизайне и т.п. Что бы вы изменили в современных матклассах?

Я бы тщательней учил физике и русскому языку, с риторикой и большой письменной практикой.

> 3. Дети, обучающиеся в матклассах, часто сталкиваются с проблемами в социальном общении. Например, ученым известна корреляция между математическими талантами и различными акцентуациями, особенностями личности. Должны ли программы подготовки школьников-математиков включать дополнительные механизмы психологической поддержки детей?

Ответ зарыт в пункте 2. Риторика, умение публично выступать, умение вести беседу, спорить --- это и так поддержка, дополнительная уверенность в себе. Ещё я бы давал как можно больше заданий не на одного человека, а на небольшие группы, причём это должны быть не задачки, а достаточно большие проекты "от и до".

А ещё бы ввёл простое правило, которое в своё время ввела одна мудрая учительница в моей школе, хоть и уже после моего выпуска. Если ученик работает, то к нему учителя должны обращаться по имени-отчеству. Если он хотя бы несколько часов в неделю взрослый, то он и в остальное время уже не ребёнок. Кстати, работа --- это социализация посерьёзней школы.

> 4. Среди педагогов математики есть серьёзные разногласия по поводу того, насколько важна (или вредна) «математика как соревновательный спорт», олимпиады и конкурсы. Известно, например, что среди выпускников российских матклассов, ставших выдающимися математиками, были как «олимпиадники», победители межнара, так и дети, в олимпиадах практически не участвовавшие. Как Вы считаете, нужны ли в современных матклассах специальные программы подготовки к математическим соревнованиям?

Лично я считаю бесполезной тратой времени математические соревнования в их нынешнем виде, а выделение людей по успехам в них --- контрпродуктивным. Олимпиады выявляют спринтеров, а в реальной работе побеждают стайеры, у которых кроме умной головы есть ещё терпение и мозоль на попе. Готов ли человек бить в одну точку месяц? Год? Пять лет?
vit_r From: vit_r Date: Сентябрь, 14, 2018 06:31 (UTC) (Ссылка)
Я бы тщательней учил физике и русскому языку

английскому

Олимпиады выявляют спринтеров, а в реальной работе побеждают стайеры, у которых кроме умной головы есть ещё терпение и мозоль на попе.

Хотелось бы посмотреть на победителей олимпиад, у которых отсутствуют "терпение и мозоль на попе"...
enjoy_reading From: enjoy_reading Date: Сентябрь, 13, 2018 21:38 (UTC) (Ссылка)
1. Математическое образование хорошо тем, что треннирует логику и вообще мышление, приучает искать причинно-следственные связи. В этом смысле школьное математическое образование нематематикам даже важней :)

2. Добавила бы широты. Как уже писали выше, обязательны физика и хороший русский, устный и письменный. Информатику - меньше, да лучше. С примерами различных алгоритмов и их сравнением, с построением и программированием каких-то моделей.

3. Не знаю про то, что известно ученым, но у широкого обывателя очевидно происходит та самая подмена причин и последствий, о которой мы говорили в п. 1: в советском союзе мехмат МГУ был единственным ВУЗом, куда можно было поступить с официальным диагнозом "шизофрения". Т.е. это не среди математиков много шизофреников, а компенсированным шизофреникам реально некуда больше было податься.
Психологическая поддержка, конечно, нужна. Но тем более обидно слышать потом: "О, у этого класса все в порядке (с общением, социализацией, поведением и т.п.), значит, он слабый!". Какая-то двойная ошибка :)

4. В современном мире подготовка к олимпиадам нужна, как почти единственный способ поступить в хороший ВУЗ :( Если отвлечься от этой прагматики, то большинству тех, кто не будет математиками, олимпиады нужны: программистам, экономистам, консультантам, менеджерам, даже будущим физикам и биологам. Это отличная треннировка! Учит быстро нестандартно мыслить в стрессовой ситуации при условии того, что известно, что задача имеет решение! Именно это последнее условие обычно нарушено в работе математика. Поэтому привычка писать олимпиады иногда мешает: человек не может перестроиться, боится решать, то, про что неизвестно, а есть ли решение. В остальном, вреда от них не много при адекватной самооценке, пользы тоже :)
k_150 From: k_150 Date: Сентябрь, 13, 2018 23:53 (UTC) (Ссылка)
Основная проблема математического образования это научить отличать важное от неважного. А то врубят 30 теорем на листочках, а то что эти теоремы вообще никому не интересны не скажут. И пока человек сам об этом не догадается, много времени проходит.
From: sasha_br Date: Сентябрь, 14, 2018 01:22 (UTC) (Ссылка)
Да, насчёт вопросов. На последний (4-й) вопрос - однозначно "нет, не нужны".

Про вопрос номер 3 - не знаю, думаю, что нет как минимум по той причине, что очень трудно найти грамотных людей, которые будут этим заниматься, а не очень грамотные принесут больше вреда, чем пользы.

Вопросы 1 и 2 я бы объединил в один вопрос.
И тут у меня довольно радикальное мнение - я считаю, что матклассы в нынешнем виде скорее вредны, чем полезны. Во-первых, потому что подписываться в 13 лет на изучение математики-информатики с маленьким количеством истории-литературы - это плохо. Во-вторых, потому что преподавание в матклассах во многом основано на добровольцах - это была хорошая модель в советские времена, но мир поменялся, и сейчас это очень часто превращается в халтуру, основу преподавания в школе все же должны составлять люди, для которых это работа, а не хобби. Очевидно, что школе нужно больше гибкости - отбор должен быть не в класс, а на конкретный уровень изучения конкретного предмета. Ну т.е. это идеальная модель, дальше вопрос в том, есть ли человеческий/финансовый/административный ресурс. Eсли нет,то надо думать, можно ли сделать хоть что-то в этом направлении.
vit_r From: vit_r Date: Сентябрь, 14, 2018 06:25 (UTC) (Ссылка)
1. Математика формирует мышление. Особенно умение строить доказательства. И на базе математики можно развиться в других дисциплинах, а из других дисциплин освоить базу гораздо сложнее.

Даже для дизайнера знать математику полезно. Увы, правильной математике не в смысле решения задач и повторения определений, а в смысле мышления учат только в спецклассах.

Кстати, к физике это тоже относится.

2. Какой имидж у математики? Красиво и интересно - это про другое. Какие перспективы у выпускника?

3. "Математические таланты" требуют концентрации и индивидуального обучения. Естественно, их развивают те дети, которые любят одинокое времяпровождение. Математика - это не командный спорт.

Дайте такому ребёнку книжку по психологии, "проблемы в социальном общении" будут решены не на базе скудного опыта, а на базе научных знаний.

4. Спорт - это спорт. Кто-то делает зарядку для физкультуры, кто-то бежит марафон, кто-то борется за медаль. Мне олимпиады помогли только в том, что позволили обойти гадости тупых учителей. Это альтернативное к оценкам и экзаменам объективное измерение.

Да, 239. 30 лет назад. Если интересно, немного про типажи учителей.
dasblinkenlight From: dasblinkenlight Date: Сентябрь, 14, 2018 16:53 (UTC) (Ссылка)
1. Большинство выпускников матклассов выбирают в итоге профессию, не связанную с профессиональной математикой. Значит ли это, что их обучение с упором на математику было ошибкой?

Нет, не значит. Предположение, что маткласс готовит математиков, неверно по той же причине, что и утверждение, что английский класс готовит лингвистов: а почему не переводчиков, не писателей, не литературоведов? Математика является незаменимым инструментом для учёных, инженеров, экономистов, программистов, и так далее. Тот факт, что для математиков она является ещё и предметом изучения, не должен давать им каких-то особых прав на всю математику.

2. В советское время в математику шли чуть ли ни все талантливые дети. [...] Что бы вы изменили в современных матклассах?

В советское время шли, чтобы не загреметь в армию, и потому что работать профессором за триста рублей гораздо приятней, чем работать сварщиком за те же триста рублей.

Изменил бы я в первую очередь название - маткласс звучит непривлекательно. Например, назвать его научно-техническим. Это решит проблему с вопросом номер 1.

3. Дети, обучающиеся в матклассах, часто сталкиваются с проблемами в социальном общении.

Иногда создаётся впечатление, что их (нас) по этому принципу туда и отбирают. Есть случаи полегче, есть потяжелее, но "в среднем по больнице" речь идёт о собрании латентных аутистов. Учителей это тоже касается. Сделать с этим ничего нельзя, можно только замаскировать. Нужно структурированное общение с детьми из других школ - совместный драмкружок, спорт, столовая, и так далее.

4. Нужны ли в современных матклассах специальные программы подготовки к математическим соревнованиям?

Только факультативные. Если человеку самому не хочется, не надо его тащить. Но если человеку интересно, программа подготовки очень важна. По личному опыту (всесоюзнаю олимпиада по информатике) ребята, которых готовили в летнем лагере под Ленинградом, обошли с большим отрывом тех, кто готовился сам.

PS: Я учился в Киевской 145-й в параллельном классе с Сергеем Гуриевым.
mommita From: mommita Date: Сентябрь, 15, 2018 20:16 (UTC) (Ссылка)
Моя дочь закончила физ-мат лицей, ему лет 50 и есть, конкурс не делся никуда. Знаменитостей, правда, нет, есть просто успешные люди. И обычные тоже. Мнение с родительской стороны.

1. Да, это так, тем более в провинции. Но математика - базовая вещь для многих профессий. Специализация в старших классах учитывала этот момент: физический, математический, хим-био, информатики.

2. У нас 1 физмат лицей на 3 гуманитарных гимназии, конкурс все равно вдвое к количеству мест. Репутация школы наверное самое ценное.
Что бы вы изменили в современных матклассах? - в нашей школе было достаточно сильное давление на детей, иногда смущало.

3. Должны ли программы подготовки школьников-математиков включать дополнительные механизмы психологической поддержки детей?
Скорее вовлечение в совместные общие мероприятия с положительным подкреплением от этого, но для этого нужны личности соответствующего плана и авторитета среди детей.... В нашем классе были пара положительно-заряженных ребенка, как неформальных лидеров в организации внеклассных мероприятий, розыгрышей, шуток, и + зав.по внеклассно-воспитательной работе, которую дети обожали и слушались. Психологи никак себя не проявили.

4. Как Вы считаете, нужны ли в современных матклассах специальные программы подготовки к математическим соревнованиям?
не знаю. Возможно, особенно для желающих. Правда, тут три вектора - желание школы, родителей, ребенка, не всегда они совпадают, синергия не выходит. Когда ребенок (отличник) говорит маме: "если ты меня отправишь, я сдам чистый лист", что делать: настаивать, убеждать, оставить в покое...
39 мнений // Ваше мнение?