Константин Сонин (ksonin) wrote,
Константин Сонин
ksonin

Category:

ОСТОРОЖНО - ПРОКЛЯТИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ!

Вручение Нобелевской премии по экономике-2020 вызвало всплеск медиа-интереса к теории аукционов. Замечательно, что о премии написали все ведущие издания и то, что многие журналисты проконсультировались с ведущими учёными - и из Вышки, и из РЭШ, и из других ведущих исследовательских центров России. Но я с некоторым ужасом заметил, что желание упростить - естественное и для журналиста, и для профессора, разговаривающего с журналистом - привело к печальным результатам. Ошибки есть в комментариях даже известных российских экономистов. Даже у тех, кто правильно написал о том, как опасно экспресс-комментирование теории аукционов - и у них есть неточности на грани ошибки.

Смотрите что является самым важным в "проклятии победителя". Самое важное - это то, что то участники аукциона могут поменять свою оценку продаваемого объекта в зависимости от того, что делают другие участники. Это вовсе НЕ стандартное свойство аукционов. В большинстве ситуаций можно спокойно предполагать, что каждый участник знает свою "максимальную цену" - ту сумму, которую, если её отдать за объект, оставит человека безразличным. Конечно, любой покупатель будет только рад купить объект за меньшую цену - и чем ниже цена, тем выше радость (или, для фирмы, прибыль). На большинстве аукционов - на тысячах ежедневных продаж на eBay и всех остальных аукционах (например, ежедневно на аукционах размещаются долговые обязательства стран) - ситуация ровно такая. Каждый участник знает свою максимальную цену и торгуется себе.

В случае, если участники аукциона знают свои максимальные цены, то никакого "проклятия победителя" быть в принципе не может. Нет, обычное разочарование от покупки - заплатил много, а купил фигню - это не обязательно проклятие победителя. Нет, то что пишешь в конверт в аукционе первой цены ставку этой самой максимальной цены - НЕ имеет отношения к проклятию победителя. Во всех аукционах в нормальной ситуации победитель НЕ платит свою максимальную цену. Какой смысл вообще её платить - если её заплатить и получить объект, никакого выигрыша нет. Чтобы выиграть от покупки, нужно обязательно заплатить МЕНЬШЕ своей максимальной цены.

Подумайте, какую цену заплатит победитель открытого восходящего (английского) аукциона? Она заплатит максимальную цену ВТОРОГО участника (последнего переставшего торговаться.) Ну вот представьте, аукцион и у всех участников максимальная цена - 100 рублей, а у одной - 1 000 000 рублей. Сколько она заплатит за объект? Правильно, 100 рублей. В аукционе первой цены ставку, которую нужно писать в конверт, рассчитать трудно, но получится в итоге то же самое - надо писать ожидаемую максимальную цену самого сильного из тех, кто тебе проиграет (если ты победишь).

Но бывает так, что то, сколько участник аукциона готов максимально заплатить, зависит от того, сколько максимально готовы заплатить другие участники. Редко, но бывает. Например, фирмы торгуются за участок шельфа. Каждая взяла пробы, каждая пригласила экспертов, получила оценки и т.п. Если бы участник знал результаты проб и экспертиз других участников, то его максимальная цена была бы другой - он бы знал запасы и стоимость их разработки точнее. Или участница антикварного аукциона может поменять свою собственную оценку, увидев, что другая участница торгуется агрессивно (может быть, что-то знает). В этом случае может появиться эффект "проклятия победителя" - победа оказывается сигналом того, что ты была самой оптимистичной, а не самой реалистичной из участников.

Построить модель с "проклятием победителя" непросто. В книжке Клемперера, которую я рекомендовал, есть пример "на пальцах", но это на так себе пальцах, на третьем курсе, после теории игр и теорвера. И всё же, если берётесь комментировать. "Проклятия победителя" не бывает, если каждый участник знает ценность объекта для себя (вот эту вот "максимальную цену"). Оно может быть в принципе только тогда, когда информация о ценности объекта для каждого участника распылена, как сказал бы Фридрих Хайек, в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре.
Tags: аукционы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments