Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Томск, "Фриканомика"

Если бы в году было 500 дней, а не 365, я бы дополнительные дни отвёл на выступления в других городах нашей страны. Здесь такая внимательная аудитория, здесь большая часть слушателей узнаёт для себя что-то новое, здесь есть шанс, что через пять-десять лет к тебе в Амстердаме или Нью-Йорке к тебе подойдёт аспирант и расскажет, что узнал о том, чем занимаются современные экономисты на твоей публичной лекции и это поменяло его жизненный путь. Такая или примерно такая история меня связывает и с Воронежем, и с Екатеринбургом, и с Нижним Новгородом.

Сегодня в Томске на "Экономике "ресурсного проклятия" (+дополнительные ссылки) - лекции в рамках фестиваля документального кино "360", устроенного Лекторием Политехнического музея - народу было меньше, чем в Нижнем месяц назад, но аудитория была молодая, живая и вдумчивая. В Нижнем было нечто, похожее на спланированную провокацию (впрочем, всё вышло отлично), здесь ничего подобного не было.

Завтра здесь же буду модерировать дискуссию - ну, если завяжется дискуссия - после показа "Фриканомики", фильма по книге Стива Левитта и Стива Дубнера. При всех моих сомнениях в том, что за Левиттом и его последователями - будущее экономической науки, это - лучшая популярная "защита экономиста", которую я знаю. "КиноМакс" - не знаю, где это, но томичи, надеюсь, знают, 18-30.

Новость - чистый триллер, бойня номер пять...

Сходили с Егором на конференцию политэкономистов, проживающих в и вокруг Чикаго. Других посмотрели, себя показали. За ужином Роджер Майерсон рассказал, что во время последнего доклада ему пришел емейл, на лист рассылки, от секретаря факультета экономики (Чикагского университета), который начинался словами "Hey, Nobel laureats..." Нужно было прокомментировать для Chicago Tribune Нобелевскую премию Барака Обамы. Майерсон, который давно поддерживал Обаму, прокомментировал, конечно. Но вообще все здесь поражены, это не то слово. "Даже не смешно", - самая распространенная реакция...

О журнале New Times

New Times - волшебный журнал. То, что это волшебство трудно разъять на составляющие, не означает, что его нельзя ощутить.

В моей жизни газеты и журналы играют большую роль. 9, 13, 16 - страницы ''Литературной газеты'', которые я читал каждую среду двадцать пять лет назад; в 1983 это была ''Комсомолка'', а с 85-го и на долгие годы это были ''Известия''. (Родители считали, что нужно выписывать одну газету, меняя выбор каждый год. Вот 1984-й пришелся - на ''Правду'' и я до сих пор помню, как росла стопка нетронутых номеров в прихожей - читать оказалось невозможно.) Про ''Футбол-Хоккей'' - на единственный футбольный еженедельник в СССР нельзя было подписаться, а в киосках его быстро раскупали, так что каждая покупка была волнением и мучением - и ''Советский Спорт'' я не говорю; читал и перечитывал.

Но вот ощущение волшебства от периодического чтения у меня возникало - такие случаи можно пересчитать по пальцам. Газета ''Сегодня'' в 1993-1996 годах; ''Русский Телеграф'' - самый странный, по-моему, цветок на поле русской журналистики. Он не просто напоминал газету ''Сегодня''. Гламурностью он предвосхищал то, что расцвело бурным цветом повсюду - и не только в печати - через десять лет, при этом был полноценным участником политических войн; даже как-то уместно было, что он и погиб в этой войне, оставив слабый отзвук, до сих пор различимый в самых разных изданиях.

Журнал SmartMoney, в который я пишу, мне кажется самым профессиональным и самым лучшим еженедельником, пишущим на экономические темы. Но в этом никакого волшебства нет. И ''Ведомости'' меня восхищают без волшебства - профессионализмом, размеренностью внутреннего устройства, совершенством. Примерно такое же восхищение должны вызывать у зрителя кадры из фильма ''Титаник'' - до столкновения - гигантские сверкающие шестеренки, могучие поршни в человеческий рост - идеальная машина, каждый винтик которой знает свой маневр и гордится участием в своем маневре. (Давно хотел написать о двух революциях современной российской печати - ''Коммерсанта'' в 90-м и ''Ведомостей'' в 99-ом, но не в этот раз.)

New Times, возможно, задумывался как свободный телеканал в момент, когда казалось, что свободе телеканалов угрожает цензура. Но степень несвободы у нас совсем не такова, чтобы ценить свободу саму по себе. Не вызывает же у меня сходных чувств ''Новая газета'', да и колонок Новодворской я не читаю. Смелость в выборе тем? О, репортеры ''Ведомостей'' куда смелее. История Люблинского отделения Сбербанка куда страшнее для журналиста, чем история банка ''Дисконт''. (Да, да, я убежден, что в истории Наташи Морарь есть глубокий фрейдистский подтекст. Если бы Наташа не была такой красоткой, число тех, кто выступает против ее возвращения в нашу страну, было бы куда меньше. Важен, коротко говоря, символический акт насилия.)

Так откуда ощущение волшебства? От умения коснуться главного нерва текущего момента? Дискуссия Гуриева и Каспарова в последнем номере - это не спор двух человек, это тот спор, который идет внутри. От того, что если бы я делал журнал, я бы делал такой же? Звонил бы тем же людям, так же бы ошибался и так же бы обижался на тех, кто указывал бы мне на ошибки?

И вдруг прыжок, и вдруг летит

В РЭШ выступает Леонид Бершидский, один из тех людей, которые меня искренне восхищают - они не воспринимают окружающий несовершенный мир как данность, а просто строят новый. Среди тех, кто постарше, и особенно среди тех, кто давно умер, людей, которые меня восхищают и удивляют, немало, но среди моих ровесников это - большая редкость. Как раз сегодня он объявил, что уходит из SmartMoney, успешно завершив запуск.

Пара слов из сказанного на семинаре в РЭШ. В 1999 году запускать "Ведомости" было легко, потому что не было конкуренции - ни на рынке труда (кризис 1998 года оставил много талантливых людей без работы), ни на рынке готовой продукции (читателю было нужно все), ни на рынке рекламы (рекламодателей не было). И запускать SmartMoney было легко по тем же причинам - конкуренции нет: талантливых людей все равно не нанять, читателю ничего не нужно, а рекламодатели дают деньги всем.

Спасти рядового Перельмана

Вот ссылка на очень интересную статью из Нью-Йоркера про Перельмана: http://www.newyorker.com/fact/content/articles/060828fa_fact2. Сильвия Назар, автор книги, по которой были сняты "Игры разума", спасает Перельмана от того, что его доказательство гипотезы Пуанкаре будет называться "доказательство Чжу-Као методом Гамильтона-Яу".

Новая колонка в "Ведомостях"

Правила игры: Чувство реальности
27.12.2004, №238 (1278)

Фабула нового российского блокбастера “Личный номер” такова: живущий за границей олигарх хочет устроить в Москве липовый теракт, чтобы потом его якобы предотвратить. Для этого он отчасти по недомыслию сговаривается с самыми настоящими террористами. Майор ФСБ, рискуя жизнью, предотвращает не только липовый, но и настоящий теракт, и не только в Москве, но и в Риме. Не отрицая достоинств фильма как боевика, отдельные критики уже упрекнули (“Российская газета” похвалила, но это то же самое) режиссера Евгения Лаврентьева в смешении желаемого — победы над терроризмом вообще и спасения заложников-зрителей, захваченных в ходе представления, в частности — и действительного. И совершенно напрасно упрекнули — режиссер как раз очень хорошо различает, что происходит на экране, а что в жизни. Он снимает фильм про то, что должно быть, а не про то, что есть. Такой фильм вызывает и чувство гордости за страну, которая производит такие фильмы, и за страну, которая мечтает о таких службах безопасности. Это все прекрасно. Collapse )